Дата размещения :

Восточный визит Порошенко: битва за Крым, самолеты и безвиз

Король Салман бин Абдулазиз Аль Сауд и Петр Порошенко. Фото: сайт президента Украины

Турне президента Украины на Ближний Восток прервало долгую череду его иностранных визитов в западные страны. Киев обратил свои взоры к одному из важнейших регионов планеты, что позволяет с осторожностью предположить о появлении новых векторов во внешней политике страны. Что важно – лейтмотивом украинских отношений с арабским миром выступает экономический прагматизм без дополнительных условий: это выгодно отличает их от партнерства с западными государствами.

Отношения с Эр-Риядом сняли с долгой паузы

Королевство Саудовская Аравия является консервативным исламским государством, где существует жесткая модель управления, и вся полнота власти сконцентрирована в руках короля. На Западе эту страну воспринимают довольно неоднозначно ввиду как особенностей ее политического режима, являющегося деспотическим, так и существенной изолированности от внешнего мира. В то же время, обладая вторыми по величине запасами нефти в мире (около 16% от общемирового ресурса), и будучи наравне с Россией крупнейшим ее производителем, Саудовская Аравия остается важнейшим геополитическим игроком современного мира. Более того, королевство – это крупнейшая экономика арабского мира, по размерам ВВП почти в 2 раза опережающая хорошо знакомый украинцам Египет.

О том, насколько велика роль саудитов, засвидетельствовал тот факт, что президент США Дональд Трамп свой первый заграничный визит в мае 2017 года совершил именно в Саудовскую Аравию. На этом фоне текущий визит президента Украины Петра Порошенко в Эр-Рияд выглядит логичным, и более того, нужно отдать должное, своевременным. Хотя ранее Киев уделял недостаточное внимание отношениям с королевством – пауза между государственными визитами на высшем уровне длилась долгих 14 лет.

В регионе в настоящее время происходят очень важные военно-политические изменения, открывающие новое окно возможностей для Украины. В плане долгосрочных трендов нужно отметить процесс смены поколений в правящих элитах многих стран арабского мира. Если в ряде стран это обновление произошло революционным путем в форме «арабской весны», то в монархиях Персидского залива наблюдается выдвижение на первые роли молодых лидеров правящих домов. Данная тенденция справедлива для Саудовской Аравии, ОАЭ и Катара, где полнота власти концентрируется в руках руководителей новой генерации.

Если же говорить о текущих переменах на Ближнем Востоке, то здесь следует указать на фактор падения «Исламского государства», курдский референдум, войну в Йемене, а также «катарский кризис». Это все больные вопросы для саудитов, и в Киеве хорошо осознают данные проблемы и даже делают попытки на них играть. К примеру, Украина последовательно выступает за нормализацию отношений между Саудовской Аравией и Катаром. При этом с момента начала противостояния двух сторон произошла стремительная интенсификация отношений Киева и Дохи. Это заметили в Эр-Рияде на высшем уровне и выдвинули украинцам более заманчивые предложения по сотрудничеству.  

Саудитов вовлекают в игру по Крыму

Если рассматривать политическую сферу украино-саудовского диалога, то здесь следует выделить три момента:

  • крымско-татарский вопрос,
  • стремление Киева к большей вовлеченности в арабские дела путем развития связей с Советом сотрудничества арабских стран Персидского залива (ССАГПЗ),
  • упрощение визового режима с Саудовским королевством.

Эксперт по вопросам Ближнего Востока Аурагх Рамдан указывает, что Украина хочет использовать Саудовскую Аравию как рычаг давления на Кремль. По его словам, «последний визит короля Сальмана в Москву, по-видимому, не решил стоящие перед королевством задачи по ряду острых вопросов. Поэтому Киев решил играть на опережение и включиться в ближневосточный марафон, только уже через крымский вопрос, который является очень болезненным для России». Рамдан считает, что включение крымского вопроса в повестку дня визита Порошенко – это сильный ход. Этим Киев как бы устраивает соревнование между Турцией и Саудовской Аравией по данному вопросу. Тут идет торг и выстраивание чисто прагматичных отношений с этими двумя ключевыми игроками в регионе – Анкарой и Эр-Риядом. Понятно, что у Саудовской Аравии больше шансов быть влиятельным субъектом в оказании давления на Россию по объективным причинам, связанным с нефтяным рынком и ролью суннитского компонента внутри самой РФ.

Но следует указать, что Украина в крымском вопросе пошла еще дальше. Встреча президента Петра Порошенко с генсеком ССАГПЗ Абдулатифом бин Рашидом Аз-Заяни подчеркивает, что проблема судьбы крымскотатарского народа, исповедующего ислам суннитского толка, должна появиться на радаре всех стран арабского мира. Таким образом Киев присматривается к новой международной площадке для отстаивания своих интересов по Крыму.

Еще одним важным политическим решением стала договоренность об упрощении визового режима между странами.

Первым делом самолеты

В геостратегическом плане Украина и Саудовская Аравия являются идеальными и взаимодополняющими партнерами друг для друга. Киев обладает достаточно развитой научно-технической базой и рядом инновационных технологий в военной сфере, которые очень интересны для саудитов. Кроме того, существенный аграрный потенциал всегда привлекал внимание саудовских бизнесменов, осознающих, что королевство испытывает значительный внутренний дефицит продовольствия. Но в тоже время Эр-Рияд – это крупнейший игрок на мировом рынке энергоносителей, в которых так нуждается Украина. Также саудиты обладают невероятными объемами финансовых фондов, часть которых в виде инвестиций могла бы прийти в Украину.

Саудовская пресса делает акцент именно на экономической составляющей визита Порошенко в Эр-Рияд. Директор саудовского центра стратегических исследований «Даймума», доктор Турки аль-Коблан заявил, что Украина – это крупное европейское государство, имеющее стратегическое значение для США и России. При этом Саудовская Аравия стремиться наладить экономическое и техническое партнерство с Украиной. В Эр-Рияде считают, что соглашения, подписанные 1 ноября 2017 года с украинской стороной, принесут пользу саудовской экономике.

Из всех сфер взаимного экономического интереса наиболее фундаментальным является военно-техническое сотрудничество. «Мы фактически завершили обсуждение и готовы к подписанию соглашения о сотрудничестве в сфере обороны. Могу заявить, что сейчас реализуются два чрезвычайно важных больших контракта в сфере военно-технического сотрудничества», – сказал Порошенко.

Флагманским направлением ВТС между Киевом и Эр-Риядом выступает самолетостроение. Программа сотрудничества между ГП «Антонов» и саудовскими King Abdulaziz City for Science and Technology (KACST) и Taqnia Aeronautics Co. предусматривает разработку и серийное производство многоцелевого транспортного самолета Ан-132Д грузоподъемностью до 9,2 тонн. На начальном этапе кооперации самолет, имеющий уникальные технические характеристики, связанные с возможностью взлета и посадки с песчаной поверхности, будет производиться в Украине. На последующих этапах предполагается сборка самолета уже в Саудовской Аравии. Совокупная потребность саудитов в данном самолете оценивается на уровне 80 единиц, тогда как общий рыночный спрос в регионе может достигнуть 200 самолетов.

Кроме того, обе стороны заинтересованы в активизации сотрудничества в секторе АПК и привлечении инвестиций в строительство инфраструктуры. Ожидается, что саудовский бизнес удвоит уже существующие инвестиции в Украине. Речь идет о саудовском консорциуме United Farmers Holding Company, который на арендуемых 42 тыс. га во Львовской области выращивает пшеницу, ячмень, сахарную свеклу, подсолнечник и картофель. До 2020 года консорциум планирует удвоить земельный банк и довести его до 100 тыс. га. С целью расширения присутствия в Украине также планируется зерновой терминал в одном из украинских портов и закупка железнодорожного подвижного состава.

Также компании из Саудовской Аравии могут принять участие в приватизационных конкурсах в Украине. Именно эти темы обсуждались в ходе встречи Порошенко с управляющим директором Публичного инвестиционного фонда королевства Ясиром бин Османом ар-Румаяном. Текущие активы Фонда превышают $160 млрд. Что очень важно – они могут удвоиться в 2018 году после того, как на его счета поступят средства, полученные от продажи 5% акций саудовской национальной нефтяной компании ARAMCO на IPO.

Безвиз с Эмиратами

Ночью 1 ноября Порошенко завершил свой государственный визит в Саудовскую Аравию и отбыл на переговоры с руководством Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Данная страна является младшим партером Эр-Рияда в регионе, но часто действует самовольно и своенравно. Особенно ярко это выражается в существенных противоречиях между союзниками в ходе их борьбы с иранской угрозой в Йемене. В отличие от отношений с Саудовской Аравией украинский диалог с эмиратцами намного более интенсивен. Страну посещали почти все президенты Украины.

Первый итог визита уже есть: Украина и ОАЭ договорились о безвизовом режиме, что особенно порадует туристов, ведь Эмираты пользуются большой популярностью среди украинцев, а стоимость визы сейчас составляет $85.

Кроме того, Киев хочет привлечь одного из крупнейших глобальных портовых операторов – эмиратскую компанию DP World – к реформе украинских портов. С этой целью в октябре 2017 года председатель правления и генеральный директор группы компаний DP World Султан Ахмед бин Сулайем был включен в состав Национального инвестиционного совета Украины. Уже до конца 2017 года DP World может начать свою работу в морском порту «Южный».