Дата размещения :

Срез недели: Странная война с Польшей и подготовка Порошенко к выборам

Петр Порошенко. Фото: УНИАН

Неделя была непростой: пока на Банковой и в ведомстве Авакова расхлебывали репутационные потери после атаки НАБУ, Верховная Рада вовсю «ковала» основу для использования админресурса в избирательных гонках 2019 года. А МИД пытался гасить идеологический костер на границе с Польшей.

Dziwna wojna

Украино-польские отношения оказались в тупике, из-за чего Варшава может отказаться оказывать нам поддержку. Главная причина – разный подход к совместной истории и нежелание идти на компромиссы (в обеих странах при власти партии, мобилизующие электорат радикальными/националистическими лозунгами).

Обострение началось с заявления министра иностранных дел Польши Витольда Ващиковского 2 ноября о создании черного списка украинцев, которые имеют антипольские взгляды и «носят мундиры СС Галичина». 5 ноября он же, будучи с визитом во Львове, отказался посетить музей «Тюрьма на Лонцкого» из-за таблички, где межвоенное время было названо периодом «оккупации» Западной Украины. Главу Украинского института национальной памяти Владимира Вятровича и вовсе сделали персоной нон грата. Затем Ващиковский обратился публично к президенту Польши Анджею Дуде, не рекомендовав тому посещать Украину (в ноябре тот планировал посетить польские захоронения в Харькове).

Киев предложил модели урегулирования. Петр Порошенко инициировал чрезвычайное заседание Консультационного комитета двух президентов – это экстренное тушение пожара, которое вряд ли будет успешным, если обе стороны продолжат спекуляции на теме истории и национализма. Правительство Польши контролирует Ярослав Качиньский, который уже заявлял, что Украину «не пустят в Европу с культом Бандеры».

Не меньше и ответственность Киева: понимая, что любой шаг будет растравлять старые раны, он все равно идет на конфронтацию. Яркий пример – открытие памятного знака защитникам Карпатской Украины на Верецком перевале (между Львовской областью и Закарпатьем) в середине октября: по версии украинских историков, именно там в марте 1939 года польские пограничники расстреляли 600 солдат, воевавших на стороне украинской националистической Карпатской Сечи. Вопрос вызвала надпись на табличке «героям… расстрелянным польскими и венгерскими оккупантами».

МИД Польши вызвал для пояснения посла Украины в Польше Андрея Дещицу и выступил с нотой: «До сих пор не было представлено никаких доказательств массового расстрела, не говоря уже о польской ответственности за это преступление». Ситуация осложнилась тем, что на мероприятии присутствовала вице-премьер по евроинтеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе.

Панамагейт-2

В начале недели разгорелся новый офшорный скандал. Он стал отголоском громкой прошлогодней истории – «Панамагейта» – когда фамилия Порошенко оказалась в списке десятков мировых лидеров, чиновников, бизнесменов, уходящих от налогообложения посредством панамских офшоров. Сам Порошенко просил тогда отделять его от других участников скандала, так как его компания создавалась ради передачи бизнеса в управление «слепого траста».

Однако свежая порция документов показывает, что это не совсем так: в переписке президентских юристов (украинская фирма Avellum) с компанией Appleby (остров Мэн) приводятся истинные причины поиска контактов в офшорной юрисдикции. «Дело чрезвычайно деликатное. Имя клиента – Петр Порошенко. Мы работаем над реструктуризацией его кондитерского бизнеса («Рошен»). Для получения доступа к международным рынкам мы собираемся построить новую холдинговую компанию группы в Люксембурге. Под ним будет голландский субхолдинг, который будет обладать всеми оперирующими компаниями. С налоговыми целями над люксембургской компанией будет кипрская фирма. Она будет владеть оффшорной компанией – мы предпочитаем Британские Виргинские острова, но Остров Мэн также может подойти… она будет владеть акциями и получать дивиденды», – приводят СМИ цитату из письма юристов Порошенко.

По мнению юристов, кстати, появление в цепочке голландского холдинга означает попытку защитить инвестиции, а вот Британские Виргинские острова или Мэн – типичные места для ухода от налогообложения. В ответ, к слову, украинская сторона получила отказ (после этого и появился «слепой траст»). «С сегодняшними заголовками «Президент Петр Порошенко пообещал отомстить пророссийским сепаратистам, которые сбили самолет с 49 военными» вы можете сразу видеть репутационные риски от сотрудничества, поскольку известно, какой будет месть… Это не стоит того, чтобы рисковать», – ответил юристам комплаенс-директор Appleby Роберт Вудс.

Новый избирательный кодекс и губернаторы-штабисты

На неделе Рада приняла две важные «предвыборные» нормы. Во-первых, депутаты проголосовали в I чтении 226 голосами «за» новый Избирательный кодекс. Он унифицировал законы о порядке избрания президента, Верховной Рады и местных советов: кандидату в президенты придется собирать для подачи документов 300 подписей депутатов местных советов/Верховной Рады.

При выборах в местные органы власти в городах, где проживает более 90 тыс. человек, будет применяться пропорциональная избирательная система с открытыми списками, а там, где живет меньше – будет работать чистая мажоритарка.

А вот правила выборов в парламент переиграли полностью. Во-первых, от мажоритарной системы предложено отказаться. Во-вторых, проходной барьер понижается с 5% до 4%.

В-третьих, страна разбивается на 27 избирательных округов (в Киеве и Днепропетровской области будет два округа), в каждом из них партии будут выставлять не менее 5 членов. У избирателя появляется возможность голосовать не только за партии, но и за конкретных людей в их списках – то есть списки станут «открытыми». Появится гендерная квота и прочие новинки.

Впрочем, собеседники «Вестей» в БПП и НФ признали, что голосование было, по сути, случайным – о чем говорит граничное количество голосов (226 – минимально возможное для принятия нормы количество). 

Второй момент – принятие правок в закон о госслужбе (сама норма была принята еще в 2015 году, и была чрезвычайно положительно воспринята европейским сообществом, так как деполитизировала чиновников, особенно глав ОГА).

Теперь же значение закона, по сути, было нивелировано: правки отменяют конкурсы на занимание должности главой ОГА (то есть теперь губернаторов можно снова назначать) и разрешают губернаторам снова заниматься политикой – вести партработу и иметь членский билет. А это значит, что они могут снова возглавить провластные фракции в местных советах и аккумулируют в своих руках исполнительную, законодательную, кое-где судебную ветви власти и получат админресурс для использования на выборах.