Дата размещения :

С такими друзьями Генпрокурору и врагов не надо

Фото: Подробности

На днях достоянием гласности стали сведения о дисциплинарном производстве, начатом против Генерального прокурора Юрия Луценко квалификационно-дисциплинарной комиссией прокуроров. Причина — постоянные нарушения руководством Генпрокуратуры принципа презумпции невиновности, публичные обвинения в преступлениях в адрес тех или иных лиц задолго до решения суда.

То обстоятельство, что с момента назначения Юрия Луценко генеральным прокурором, пиар-составляющая в деятельности ГПУ стала во многом преобладать над правоохранительной, трудно было не заметить. И, в конце концов, внимание на этот факт вынуждены были обратить не только в СМИ, где часто указывалось на это, но и, как видим, в органах самой прокуратуры.

Что очень часто вступает в противоречие со статусом Генпрокуратуры как всё-таки правоохранительного органа, а не пиар-конторы.

В подобных ситуациях ситуацию могут и должны исправлять профессионально подготовленные кадры, работающие в ГПУ. У которых, в отличие от нынешнего генпрокурора-политика, есть и профильное образование, и соответствующий опыт прокурорской работы.

Однако, как раз с профессионализмом в нынешней Генпрокуратуре почему-то регулярно возникают проблемы.

Как следствие, громкие публичные обвинения руководства Генпрокуратуры неоднократно оборачивались нулевым результатом. А распиаренные уголовные дела, вскоре лопались, как мыльные пузыри, из-за непрофессионализма прокуроров.

Из числа последних, прогремевших на всю страну «пиар»-дел, подобная судьба, судя по всему, ожидает и «николаевское дело».

Ещё больше года назад, в начале июля 2016 года, Юрий Луценко впервые публично заговорил о николаевском бизнесмене с уголовным прошлым Михаиле Титове, как о «криминальном авторитете Мультике», который «правит» в Николаеве. Новому руководству прокуратуры Николаевской области Луценко поставил задачу «навести с этим порядок за три-четыре месяца».

И вот, спустя три месяца… ничего не произошло. И спустя четыре месяца – тоже. Не произошло и через полгода, и через семь, восемь, девять месяцев… Невзирая на публично поставленные задачи и недвусмысленно озвученные Генпрокурором сроки, никаких уголовных дел против Титова-«Мультика» никто не возбуждал. Хотя последний всё это время никуда из Николаева не уезжал, «на дно» не ложился, и рода своей деятельности (преступной, если верить словам генерального прокурора) не менял.

То ли деятельность эта была совсем не такой преступной, то ли эта самая деятельность «Мультика» по каким-то причинам вполне устраивала новое областное руководство прокуратуры.

И лишь когда прошло около года после вышеупомянутых обвинений Луценко, ситуация изменилась. И бизнесмен Титов, к которому у местной прокуратуры долгое время не было никаких претензий, в конце августа этого года опять превращается в грозного и опасного лидера ОПГ «Мультика». Настолько грозного и опасного, что против ОПГ «Мультика» с размахом проходит совместная операция прокуратуры и СБУ, для которой привлекаются спецподразделения «Альфа», КОРД и правоохранители из других областей. Проводится более 90 обысков у местных депутатов, предпринимателей и адвокатов, среди обвинений в вымогательстве, похищении людей и многих других преступлениях фигурируют также «поставки оружия и наркотиков из зоны АТО». В общем, спецоперация ошеломляет размахом и проходит шумно – как это и любит Юрий Луценко.

Сам генпрокурор хвалит в фейсбуке местную прокуратуру, особо выделяя заместителя областного прокурора Степана Божило, но этим, естественно, не ограничивается. И 4 сентября Луценко сам приезжает в Николаев и проводит брифинг, где заявляет о том, что «Мультик» контролировал местную власть и фактически управлял Николаевом. Генпрокурор также сообщает, что лично проведёт приём граждан, пострадавших от действий ОПГ «Мультика». Всё это сопровождается шумом во всех СМИ и броскими заголовками, заявления Луценко расхватываются на цитаты. После чего удовлетворённый, в очередной раз проявивший себя в образе «Терминатора» генпрокурор уезжает. Очередная яркая картинка из серии «бескомпромиссной борьбы с преступностью» налицо.

Но по информации, полученной из источников в прокуратуре, картина вырисовывается не столь однозначной.

Начнём с того, что граждан, пострадавших от ОПГ «Мультика», и пришедших на анонсированный генпрокурором личный приём, не нашлось. Ни одного человека. Перед объективами СМИ Луценко пообщался с кем-то по телефону, после чего было объявлено, что общение шло как раз с этими самыми жертвами.

СМИ не показали не только пострадавших от преступных действий «Мультика» граждан, но и каких-либо других доказательств этих самых преступных действий. Никаких материалов уголовного дела в открытом доступе до сих пор нет. В отличие от ряда других подобных дел – например, от материалов дела по бывшему первому заместителю главы Николаевской обладминистрации Романчуку, которого в 2016 году СБУ взяло на взятке.

И даже суд, принимавший все процессуальные решения по делу, был в спешном порядке проведён в закрытом режиме. Очевидно, чтобы никто из журналистов ничего не смог узнать по сути дела. При этом суд по рассмотрению «николаевского дела» проходит почему-то в … Мариуполе! Не имеющем никакого отношения к подсудности тех преступлений, которые происходили, по версии следствия, в Николаевской области.

Даже если допустить, что это сделали с целью избежать возможного влияния «Мультика» на николаевские суды, то возникает вопрос – почему тогда не привлекли какой-то из киевских судов? Что было бы более логично, учитывая, что центральные органы ГПУ и СБУ находятся в столице. Не потому ли, что в прокуратуре решили, что в отдалённом Мариуполе будет легче «протянуть» нужные решения и замолчать их?

Ответы, полученные на эти и другие вопросы о странностях дела из наших источников, во многом проясняют картину. По информации, полученной нами, во время обысков у подозреваемых по делу не было найдено ничего из того, о чём громко заявлялось прокуратурой в СМИ. Ни оружия, ни наркотиков, якобы поставляемых из зоны АТО, ни чего-либо другого существенного. Более того. Во время 90 обысков у всех подозреваемых в причастности к ОПГ «Мультика», вместе взятых, было найдено аж 30 тысяч долларов. Как-то явно маловато для могущественной бандитской группировки, державшей в страхе (по версии прокуратуры) всю Николаевскую область.

При этом эпизоды, которые вменяют в вину «Мультику», датированы 2013-м годом и связаны с местными бизнес-разборками с криминальным налётом. Иными словами, у прокуратуры, по словам наших источников, сейчас нет никаких доказательств не только теневой власти «Мультика» над регионом, а вообще какой-либо его преступной деятельности за последние несколько лет.

В свете всей этой информации возникает логичный вопрос. По какой причине второстепенного сейчас «авторитета» локального масштаба понадобилось выдавать за «теневого хозяина» области и раздувать это дело до всеукраинских масштабов? Да ещё и не имея при этом достаточной доказательной базы?

Похоже, что Юрий Луценко, не имеющий, как известно, юридического образования, оказался в данной ситуации заложником, во-первых, своей излишней тяги к пиару, а во-вторых – излишнего доверия к бодрым рапортам руководства областной прокуратуры. Проявившего, в итоге, крайне низкий уровень профессионализма.

В первую очередь, получается, Луценко фактически подставил заместитель прокурора Николаевской области Степан Божило, непосредственно курирующий дело Титова-«Мультика». Конечно, маловероятно, что Боженко рискнул бы сознательно подставлять генерального прокурора. Тут, вероятнее всего, дело в привычном подходе к работе Божило, печально знаменитого своей прямой причастностью к ряду скандальных уголовных дел.

Впервые фамилия Божило всплыла в информационном пространстве в 2012-2013 годах. Тогда Степан Божило занимался расследованием убийства народного депутата Евгения Щербаня в 1996 году. И главным фигурантом этого дела была Юлия Тимошенко, которой непосредственно Божило вручал подозрение в совершении преступления. В ходе того процесса он обвинялся, и не без оснований, в фальсификациях против лидера тогдашней оппозиции. О моральных качествах Божило говорит многое. Например, тот факт, что в ходе суда над Тимошенко он задавал свидетелям вопрос о том, спала ли Юлия Тимошенко с Павлом Лазаренко. На что возмущённая Александра Кужель тогда же сказала Божило, что «за такую грязь на дуэль вызывают!».

Однако, как ни удивительно, человек, который использовался властью в преследовании своих политических оппонентов (а в то же время, напомним, за решёткой сидел и сам Юрий Луценко), не только не был люстрирован, но и был востребован новой властью. Очевидно, вследствие своей готовности делать то же самое для любой власти, лишь бы самому оставаться на плаву.

И уже после победы Евромайдана и смены власти, Степан Божило «отметился» в новых скандальных уголовных делах – против Геннадия Корбана и против Андрея Портнова. Причем оба этих дела, где Божило также был обвинён в фальсификациях, полностью развалились, и в результате были проиграны властью. Вероятно, именно поэтому Божило, ещё больше подмочивший свою репутацию, был из центрального аппарата отправлен «в ссылку» в Николаев.

В Николаеве Степан Божило тоже успел «отметиться». По информации ряда СМИ, он оказался фигурантом скандала с требованием 70 тысяч долларов за закрытие уголовного дела в отношении владельцев нелегального игорного бизнеса. При этом, по словам владельца игорного заведения, при вымогательстве взятки Степан Божило лично угрожал ему и его семье, а в ходе обыска, помимо прочих мер давления, пытались раздеть жену подозреваемого.

Возникает вопрос, почему, используя подобные «методы работы», Божило и его подчинённые не попробовали «компенсировать» отсутствие результатов обысков по делу «Мультика», о чем уже говорилось выше, подбросив подозреваемым оружие или наркотики? Тут, очевидно, дело в том, что операция проводилась совместными силами прокуратуры и СБУ, и, в частности, подразделения «Альфа». А «рыцари плаща и кинжала», в особенности «альфовцы», при всей их понятной заангажированности в пользу действующей власти, всё же стараются не работать «по беспределу» и не использовать подобные методы.

При этом, по нашей информации, Титов, находясь в СИЗО, до сих пор так и не откликнулся на настойчивые намёки «порешать вопросы», удовлетворив финансовые пожелания «прокурорских». В ответ на что,  как говорят наши источники, уже в ближайшие дни могут быть предприняты отчаянные попытки найти хоть какие-то зацепки, которые можно было бы использовать в деле «Мультика». В частности, планируются масштабные обыски уже у «знакомых знакомых» Титова, максимально широкого круга людей, включая и тех, кто никогда в жизни с ним не общался. В условиях фактического развала дела в ход могут пойти любые судорожные попытки его спасти или, хотя бы, принудить «Мультика» «откупаться» 

При этом о предстоящих обысках допускается преднамеренная утечка информации в СМИ, что абсурдно с точки зрения сути обыска как следственного действия (ведь подозреваемые, узнав об обысках, могут уничтожить вещдоки). Но вполне объяснимо с точки зрения использования предстоящих обысков для давления на Титова-«Мультика».

 «Николаевское дело», в отсутствие реальных доказательств вины подозреваемых, уже стоит на грани развала, едва начавшись. Почему же тогда оно вообще возникло?

По одной из версий, дело в банальной ссоре Божило с Титовым-«Мультиком» на почве попытки со стороны первого «отжать» в свою пользу финансовые потоки от бизнеса, контролируемого Титовым. Если бы это удалось, то на этом фоне размеры «доходов» в виде взятки от владельцев нелегального казино, оказались бы сущей мелочью.

По другой версии, присущее Божило желание выслужиться перед очередным в его жизни новым начальством с помощью громкого шумного дела, наложилось на любовь Луценко к собственному пиару. Тем более, когда все СМИ в конце лета активно обсуждали грядущий переход украино-польской границы Саакашвили, власти срочно нужен был громкий информповод, который хотя бы временно переключил внимание на другую тему. И тут как раз очень кстати оказалось дело «Мультика», с готовностью подсунутое руководству со стороны Божило. Обратите внимание на дату, когда Юрий Луценко приехал в Николаев для своих разоблачений «Мультика». 4 сентября, прямо накануне нового политического сезона в парламенте, и за считанные дни до перехода Саакашвили через границу.

Вполне вероятно, что реальны обе версии – каждая по-своему. Пиар центрального руководства местные прокурорские «царьки» вполне могли совместить с попыткой «отжима» в свою пользу части «хозяйства» «Мультика». Но очень похоже на то, что очередное «громкое» дело, ведущееся под руководством Божило, скорее всего, закончится точно так же, как и предыдущие – провалом.

И если генеральный прокурор Луценко так хочет продемонстрировать образцово-показательные дела по борьбе с преступностью, то ему необходимо тщательней подбирать исполнителей. Тем более, что кадры без сомнительной репутации, способные профессионально готовить дела и доводить их до логического завершения, а не регулярно садиться в лужу, в системе прокуратуры есть.

Пока же очевидный провал резонансного дела оказывается не «перемогой», а очередной «зрадой». И бьёт не только по имиджу Луценко, не разобравшемуся как следует в ситуации, но и по власти в целом.